Эксперты: для реализации нацпроектов необходимо проанализировать действующие меры поддержки семей с детьми и реформировать образовательные стандарты
Syda_Productions / Depositphotos.com |
Одной из наиболее острых тем Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. (далее – Послание) стала демография. Владимир Путин обозначил необходимость возобновления естественного прироста населения. Для этого глава государства предложил среди прочего снизить налоговую нагрузку на многодетные семьи, ипотечные ставки, снять ограничения по срокам применения программы льготного ипотечного кредитования. Напомним, что указанная задача повышения показателя рождаемости была установлена ранее подп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
На состоявшемся вчера заседании Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации, посвященном обсуждению основных направлений законодательного обеспечения реализации Послания, спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко указала на сохраняющуюся в регионах проблему естественной убыли населения на фоне низких показателей рождаемости. Например, Тульская область, как сообщил председатель Тульской областной Думы Сергей Харитонов, в период с 2000 по 2018 годы «потеряла» 251 тыс. человек. При этом в большинстве тульских семей рождается по одному ребенку, а молодежь переезжает в Москву или Московскую область. Хотя для семей с детьми в целом предусмотрено 53 выплаты, и 41 из них – установлена региональным законодательством. А поддержкой в области пользуются более 62 тыс. семей, что составляет около 10% от их общего количества.
Валентина Матвиенко заметила, что естественная убыль населения не снижается на протяжении трех лет при одновременном падении показателя рождаемости, например, и в таком благополучном с экономической точки зрения субъекте Федерации, как Республика Башкортостан. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко рассказал, что в регионе при рождении первого ребенка родителям выплачивается 27 тыс. руб. по федеральной программе и еще 23 тыс руб. по региональной программе. Многодетным семьям предоставляются налоговые льготы. Один из родителей освобождается от уплаты транспортного налога в отношении одного транспортного средства, налога на имущество в отношении одного объекта. Семьи также получают доплаты на приобретение детской одежды и школьных принадлежностей. А при рождении пятого ребенка предоставляется сертификат на приобретение жилья. Но динамика рождаемости в Приморском крае при этом остается неудовлетворительной. По мнению Председателя Совета Федерации, нужно проанализировать эффективность каждой из существующих мер поддержки семей, имеющих детей, чтобы появилось понимание того, как достичь целевых показателей, заложенных национальными проектами и озвученных Президентом РФ в рамках Послания. Кроме того, спикер отметила, что на решение вопросов, касающихся социальной сферы, здравоохранения, образования, исключительно бюджетных средств не хватит. Государство должно заинтересовать бизнес, эффективно сотрудничать с частным сектором.
Какие меры социальной поддержки должны быть установлены в субъектах РФ для многодетных семей? Узнайте ответ в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Отдельно Владимир Путин затронул в Послании вопрос развития инфраструктуры в сфере образования. По словам главы государства, порядка 200 тыс. учеников, например, до сих пор ходят в школы, в которых нет надлежащим образом функционирующих систем отопления, водоснабжения и канализации. Президент также поставил задачу обеспечить к концу 2021 года все школы доступом к высокоскоростному Интернету. Валентина Матвиенко подчеркнула необходимость не только строительства новых школ и их надлежащего бытового и технического оснащения, но и принятия мер для кадрового обеспечения образовательных учреждений. Спикер верхней палаты парламента считает, что подходить к вопросу подготовки учителей нужно не только с формальной, количественной точки зрения, но и содержательной. Президент Российской академии образования Юрий Зинченко полагает, например, что нужно разработать новую модель «учителя будущего» и вводить ее изучение в педагогических вузах, чтобы педагоги в итоге понимали, какая роль будет отводиться для них в «цифровых» школах (учителя – воспитателя, – мотиватора и т. д.). «Но работать надо и с учительским корпусом, который есть уже сейчас», – заметил эксперт. Речь идет о задействовании механизмов профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Напомним, что Владимир Путин предложил в рамках Послания с 2020 года запустить программу «Земский учитель».
Юрий Зинченко обратил также внимание на то, что при проведении в школах высокоскоростного Интернета необходимо будет решить вопрос о том, к какому контенту школьники получат доступ. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова отметила среди прочего необходимость обновления федеральных образовательных стандартов и основных образовательных программ в том числе с учетом приоритета инновационно-технического развития страны. Кроме того, по мнению вице-президента НИУ ВШЭ, научного руководителя Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Льва Якобсона, инновационного развития государства добиться без обустройства экспериментального пространства в регионах не получится. Эксперт подчеркнул, что прорывы в науке требуют проведения экспериментов, для чего нужны соответствующие площадки и условия.
Сейчас активно идет работа над реализацией программы «Цифровая экономика». О цифровизации и построении соответствующей модели экономики говорил президент и в Послании. Член Президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», общественный омбудсмен по развитию цифровой экономики Илия Димитров полагает, что построение цифровой экономики не должно подменяться простой информатизацией разного рода процессов. Речь должна идти, по его словам, о создании прогностической экономической модели.
При осуществлении национальных проектов и программ важна координация деятельности органов власти. На это указала заместитель Председателя Счетной палаты РФ Вера Чистова. Аудитор обратила внимание на возможные финансовые риски при распределении бюджетных средств, связанные с тем, что разными проектами могут охватываться одни и те же вопросы. Так, не должны дублироваться финансовые потоки в рамках осуществления национального проекта «Образование» и программы «Цифровая экономика», в частности при реализации задачи обеспечения современным программным обеспечением образовательных учреждений. Кроме того, Вера Чистова указала, что на практике важно учитывать реальную потребность тех или иных организаций, например, в доступе к высокоскоростному Интернету и возможности его применения. Так, скорость в 10 Мбит/с оказалась невостребованной в медицинских организациях. Хотя не исключается, как отметила эксперт, что этот «пробел» можно восполнить силами самих медицинских организаций путем внедрения практик, например, ведения электронных карточек, дистанционного консультирования и т. д. Иными словами, можно использовать уже имеющиеся ресурсы более продуктивно.
Валентина Матвиенко подчеркнула, что для успешной реализации национальных задач, в том числе обозначенных в Послании Президента РФ, необходимо наладить эффективное государственное управление. «Управленческая эффективность – это сегодня ключевая проблема», – заметила Председатель Совета Федерации.
______________________________
С паспортом национального проекта «Образование» можно ознакомиться на официальном сайте Правительства РФ.
С паспортом национальной программы «Цифровая экономика» можно ознакомиться на официальном сайте Правительства РФ.
Добавить комментарий