Капитальный ремонт школ: текущее состояние

Капитальный ремонт школ: текущее состояние
AlinaNaumova / Фотобанк Фотодженика

В этом материале:

Капитальный ремонт образовательных учреждений производится во исполнение государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642), реализация которой рассчитана с 2022 по 2026 год.

По заявлению Минпросвещения России, программа не ограничивается только ремонтными работами, а подразумевает масштабное развитие школ, которое включает, в том числе, закупку оборудования.

В рамках программы капитальный ремонт планируется провести в более, чем 7300 зданиях школ, не менее 1450 объектов в 79 регионах должны быть отремонтированы уже в 2022 году – такую статистику озвучил министр просвещения Сергей Кравцов на прошедшей на прошлой неделе конференции. Актуальные данные Минпросвещения России о ходе работ по осуществлению капитального ремонта школ и анализ основных проблем, возникающих при капитальном ремонте школ – в нашем материале.

Что подлежит ремонту в школах

К работам по капитальному ремонту зданий общеобразовательных учреждений относятся работы по замене и восстановлению строительных конструкций. В ходе их происходит ремонт:

  • фундамента, цоколя и отмостки;
  • кровли;
  • потолков, межэтажных перекрытий и полов;
  • окон, дверей (входных и внутренних) и ворот учебных зданий;
  • входных групп, лестниц и крылец, фасадов.

Также проводятся электромонтажные работы, внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы.

Перечислены только некоторые примеры работ по капитальному ремонту школ – более подробный перечень регламентирован Минстроем России (Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 октября 2021 г. № 47594-ИФ/13).

22 июля 2022 года был запущен интерактивный проект онлайн-портала, на котором размещена карта всех школ, участвующих в программе капитального ремонта (http://novayashkola.tilda.ws/). На данный момент на сайте проекта можно ознакомиться с новостями о ходе ремонта школ, фотографиями и видео из образовательных учреждений, участвующих в проекте. Оставлять свои комментарии могут родители, ученики и общественники, контролирующие ход капремонта и участвующие в приемке объектов. В рамках проекта будут публиковаться не только новости о программе, но и мнения экспертов. Также каждый желающий может оставить свое мнение через форму обратной связи на сайте.

Состояние капитального ремонта на сегодняшний день

Около 70% школ первой волны капитального ремонта уже к 1 сентябрю 2022 года будут открыты – такие данные привела председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности ОП РФ Наталья Кравченко.

На данный момент образовательные организации также информируют общественность о ходе капитального ремонта. Директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Надежда Статура приводит следующую статистику: 51% образовательных организаций разместили актуальную информацию о ходе ремонта в своих интернет-ресурсах, а 38% школ организовали горячую линию.

Проблемы капитального ремонта школ

Эксперты выделили следующие основные проблемы, возникающие при капитальном ремонте образовательных организаций:

  • затягивание сроков производства ремонта;
  • затруднение общественного и родительного контроля за ходом осуществления ремонта;
  • поставка некачественного оборудования для образовательных учреждений либо затягивание сроков его поставки;
  • организация учебного процесса и размещения учащихся, чья школа закрыта на ремонт.

Срыв срока окончания ремонта

Статистика невыполнения программ в срок на текущий момент составляет только 3% от общего числа образовательных организаций – такие данные привела Надежда Статура. Причины возникновения данных проблем могут быть связаны с недобросовестностью подрядчика, который производит капитальный ремонт. Помимо начала ремонта с опозданием, известны случаи отказа от ремонта и перенос его на 2023 год, отметил директор Института развития образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» Игорь Барсуков. Однако эксперт подчеркнул, что таких случаев немного.

Как объяснил заместитель начальника Центра комплексного модерирования инфраструктуры образовательных организаций Московской области Дмитрий Шувалов, над подрядчиками зачастую не устанавливается должный контроль со стороны заказчиков. В случае нарушения сроков по вине подрядчика, с ним ведется слабая претензионная работа, которая обусловлена в том числе отсутствием специальных знаний у заказчика при работе с подрядчиком, считает эксперт.

Решение проблемы Дмитрий Шувалов видит в качественном формировании проектно-сметной и конкурсной документации, привлечение сторонних специалистов к контролю выполнения работ, отслеживание выполнения этапов капитального ремонта в соответствии с графиком выполнения работ.

Родительский контроль

Другая важная проблема, выявленная в ходе реализации программы капитального ремонта школ, – затруднение осуществления контроля за сроком исполнения, в частности, со стороны родителей. Так, например, общественные наблюдатели поделились случаями возникновения конфликтных ситуаций между родителями и администрацией школы, когда наблюдательная комиссия не могла попасть на строительную площадку с целью проконтролировать исполнения работ. Более того, родители, не согласные с некоторыми аспектами выполнения капитального ремонта в школах, зачастую не могут внести свои предложения – ведь делать это можно только на стадии формирования технического задания для капитального ремонта школы.

МНЕНИЕ

Александр Заремба, член Президиума Союза отцов, член Общественной палаты Нижнего Новгорода:

«Готовые проекты капитального строительства представляют собой объекты, которые прошли конкурсный этап. Когда на конкурсном этапе происходит отбор подрядной организации, все объекты капитального строительства, конечно же, проходят экспертизу – как проектную, так и сметную. После того, как строительные объекты капитального строительства общеобразовательных учреждений прошли обе экспертизы, уже невозможно внести какие-либо изменения. Если родители захотят внести новые изменения – они снова должны по кругу проходить необходимую строительную экспертизу».


Эксперт предлагает, что именно по этой причине родительское сообщество должно принимать участие в работе по проектам ремонта школ уже на этапе формирования технического задания, когда именно родители могут высказывать пожелания с точки зрения функциональности объекта, цвета и иных дизайнерских решений, а также других конструктивных предложений. С коллегой согласен ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии Москвы ОП РФ Алексей Мельников – первоначальная деятельность общественного контроля должна реализовываться на этапе формирования технического задания. Эксперт рассчитывает, что в период всего действия программы такой подход станет всеобщей практикой.

При этом общественные наблюдатели за ходом выполнения капитального ремонта неоднократно обращали внимание на то, что в общественном и родительском совете необходимо присутствие экспертов в области строительства и ремонта. Соответствующую проблему предлагается решать созданием специального контрольного органа.

МНЕНИЕ

Инна Гориславцева, лидер общественно-политического движения «Объединение родителей»:

«Должный контроль за исполнением капитального ремонта в школах можно было бы реализовать путем создания комиссии, которая может существовать, например, при управляющем Совете школы. Если в его состав входят родители, которые обладают профессиональными знаниями в разных отраслях, то можно формировать специальную комиссию при управляющем совете. В состав целевой комиссии будут входить родители, обладающие специальными знаниями в сфере строительства.

Такое решение проблемы поможет избежать проблемы с доступом на строительную площадку. Для любого подрядчика приход большой группы людей тормозит проведение ремонтных работ, а также обостряет вопросы безопасности, соблюдение которых на строительной площадке обязательно. Такие визиты вызывает трудности в процессе согласования: на данный момент это вопрос доброй воли подрядчика, пустить или не пустить желающих. Поэтому в договорах с подрядчиками возможность такого общественного контроля должна быть предусмотрена отдельным пунктом, чтобы исключить ситуацию, когда нужно прилагать отдельные усилия для того, чтобы договориться. А любая попытка подавления этого сопротивления порождает конфликт, который возникает во взаимоотношениях у родителей со школой (в первую очередь, с директором). Поэтому я думаю, что в договорах с подрядными организациями должен появиться соответствующий пункт рекомендуемых к заключению, который должен предусматривать функцию дополнительной возможности периодического общественного контроля в составе представителей, включенных в комиссию, сформированную в школе».


Еще одна проблема общественного контроля за соблюдением исполнения ремонтных работ – отсутствие у всех заинтересованных лиц профессиональных знаний в области строительства, что мешает в отдельных случаях внести конструктивные предложения. По заявлению Игоря Барсукова, экспертное сообщество запросило сделать проект в виде чек-листа, который был бы понятен не только для профессионалов, но и для всех заинтересованных людей. Чек-лист по задумке должен осветить вопросы как для подрядчика, так и для администрации образовательной организации. Это даст уверенность в возможности контроля выполнения работ по капитального ремонта, уверен эксперт.

Но есть еще и другие интересные решения, которые предлагаются уже совместно региональным и общественным штабами, например, составление графика посещения строек родителями.

Поставка некачественного оборудования

Много проблем связано с поставкой некачественного оборудования, что напрямую влияет на срок выполнения капитального ремонта в школе. Основная проблема – изначально неправильный выбор образовательного оборудования, уверен Дмитрий Шувалов. По этой причине впоследствии заказчиком производится некорректное составление технического задания на требуемое оборудование, что эксперт связывает с отсутствием специальных знаний у самого заказчика.

Просвещение преподавательского и управленческого состава по вопросам современного оборудования эксперт считает лучшим решением соответствующей проблемы. По его мнению, для этого требуется создание площадки, на которой будет проходить их обучение, а также будет проводиться демонстрация современного образовательного оборудования. Функционирование такой площадки должно быть на основе общественного контроля и иных коммерческих организаций.

Другие проблемы

На время капитального ремонта школ их закрывают – в таком случае остро встает вопрос о том, где будут учиться учащиеся таких школ. Периодически такие проблемы создают неблагоприятные условия для учебы. В отдельных случаях дети обучались в другой школе, что вызывало много недовольства среди родителей обеих школ, и даже в здании детского сада, поделилась опытом председатель штаба родительского общественного контроля в Вологодской области Людмила Миронова.

Среди других проблем: неполное освоение бюджета, недостаточное финансирование, нехватка кадров на объекте, сложности с логистикой некоторых объектов, необходимых для проведения строительных работ, – об этом рассказала Надежда Статура. Недостаточное финансирование в некоторых случаях были обоснованы удорожанием материалов, отметил Игорь Барсуков.

По вопросам и предложениям по поводу капитального ремонта школ можно обращаться на «горячую» линию Общественной палаты РФ: kapremont@oprf.ru

_____________________________

 Подробнее с информацией можно ознакомиться на официальном сайте Минпросвещения России.
 Подробнее с информацией можно ознакомиться на сайте «Новая школа» (http://novayashkola.tilda.ws/).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *