Профилактический визит трудовой инспекции: особенности проведения в 2023 году

Профилактический визит трудовой инспекции: особенности проведения в 2023 году
© pressmaster / Фотобанк Фотодженика

В этом материале:

Защита прав работников и поддержка работодателей традиционно являются приоритетными в работе Роструда. При этом в условиях снижения административной нагрузки на бизнес и активного развития превентивных мер, применяемых в рамках современной модели контрольно-надзорной деятельности, особую роль приобретают профилактические мероприятия.

Статистика, представленная на официальном сайте Роструда, показывает, что к концу 2022 года число профилактических мероприятий службы (550 тыс.) превысило количество контрольно-надзорных в 25 раз. Такого показателя удалось достичь в том числе благодаря расширению практики применения профилактических визитов. Если в 2021 году Роструд отдавал большее предпочтение предостережениям, то сейчас профвизиты применяются наравне с ними.

Как и любое другое профилактическое мероприятие профвизит нацелен на стимулирование добросовестного соблюдения работодателями обязательных требований, устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям таких требований или причинению вреда охраняемым законом ценностям, а также создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения. Несмотря на то что профилактический визит государственной инспекции труда (далее – ГИТ) отвечает всем общим признакам профвизита, он имеет свою специфику. При этом Роструд уже проводит работу по подготовке подзаконной нормативной базы в части правового регулирования такой меры профилактики.

Как и зачем проводится профилактический визит?

Профилактический визит представляет собой не просто один из видов профилактических мероприятий, но и наряду с информированием, обобщением правоприменительной практики, мерами стимулирования добросовестности, объявлением предостережения и консультированием является обязательным при осуществлении государственного контроля (надзора) (ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации«; далее – Закон № 248-ФЗ).

Цели и задачи профилактического визита

Поскольку профвизит входит в общую систему профилактических мероприятий, он соотносится с основными целями профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в числе которых:

  • стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
  • устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
  • создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения (ч. 1 ст. 44 Закона № 248-ФЗ).

В свою очередь, профилактический визит ГИТ направлен на предупреждение нарушений трудового законодательства и снижение профессиональных рисков. Достигается это посредством информирования контролируемого лица:

  • об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля;
  • соответствии такой деятельности и объектов контроля критериям риска;
  • основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска;
  • видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска (ч. 1 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

Контролируемые лица, в отношении которых проводится профилактический визит

В Законе № 248-ФЗ, а также в Положении о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – Положение), утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230, перечислены категории контролируемых лиц, в отношении которых ГИТ должна в обязательном порядке проводить профилактические визиты. В их числе:

  • объекты контроля, отнесенные к категориям высокого и значительного риска;
  • контролируемые лица, приступающие к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение трех лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом.

Кроме того, контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение года с момента начала такой деятельности (ч. 7 ст. 52 Закона № 248-ФЗ, п. 31-34 Положения).

Врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Московской области Ольга Петрова в ходе проведенного Профессиональным сообществом по охране труда вебинара на тему контрольно-надзорной деятельности отметила, что профвизит также целесообразно проводить у контролируемых лиц:

  • которые подали заявление об изменении категории риска осуществляемой ими деятельности в случае ее соответствия иной категории риска – при таких условиях профвизит необходим для сбора требуемых сведений о соответствии объекта контроля иной категории риска;
  • у которых произошли легкие несчастные случаи – с целью предупреждения нарушений порядка их расследования с учетом обновления такого порядка с 1 сентября 2022 года.

Инициирование профилактического визита

Как пояснила Ольга Петрова, профилактический визит может проводиться как по инициативе трудовой инспекции, так и по инициативе контролируемого лица. Например, ГИТ может инициировать профвизит на основании жалобы работника на нарушение его трудовых прав, а работодатель – в случае, если ему требуются разъяснения по определенным вопросам. Причем обращаться к инспекторам с просьбой провести профвизит последние могут неограниченное количество раз.

Если мероприятие инициировано ГИТ, то о его проведении трудовая инспекция должна как минимум за пять рабочих дней уведомить контролируемое лицо. Как отмечается на официальном сайте Роструда, для информирования о предстоящем профилактическом визите инспектор может использовать любой способ – почтовое отправление, вручение уведомления лично руководителю организации, направление его на официальную электронную почту или в личный кабинет на портале госуслуг (при наличии последних).

Вместе с тем контролируемым лицам предоставлена возможность отказаться от проведения обязательного профилактического визита. Для этого достаточно направить в ГИТ уведомление об отказе (в свободной форме) не позднее чем за три рабочих дня до запланированной даты проведения мероприятия (ч. 6 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

Если же инициатива в проведении профилактического визита исходит от контролируемого лица (работодателя), то ему необходимо направить в региональную ГИТ соответствующее заявление. Такое заявление в настоящее время оформляется в свободной форме, в нем рекомендуют указывать:

  • основные реквизиты юридического лица или ИП (ИНН, вид экономической деятельности, адрес фактического места нахождения, иные сведения) – это необходимо, в том числе для подготовки инспектором информационных материалов по вопросам трудового законодательства в зависимости от видов деятельности работодателя;
  • контактные данные уполномоченного должностного лица работодателя (номер телефона для связи, адрес электронной почты) – речь идет о том сотруднике, с которым должностное лицо инспекции сможет осуществлять оперативную связь для согласования даты проведения профилактического визита, формы его проведения и другие вопросы.

Процедура проведения

Профилактический визит проходит в форме беседы инспектора по труду с работодателем или другим сотрудником (например, руководителем кадровой службы или службы по охране труда). При этом в ходе его проведения инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица, то есть разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля. А значит, у работодателя имеется возможность задать инспекторам ГИТ конкретные вопросы и получить полезные рекомендации, выполнение которых поможет снизить категорию риска или избежать штрафов при последующих проверках. Кроме того, в ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска (ч. 2-3 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

Порядок и сроки проведения обязательного профилактического визита устанавливаются положением о виде контроля. В Законе № 248-ФЗ и в Положении регламентирован лишь срок его проведения – не более 8 часов, а также способ взаимодействия уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа с контролируемым лицом при проведении профилактического визита – профилактическая беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица (то есть очный визит инспектора по труду в организацию) или конференция с использованием видео-конференц-связи (п. 31 Положения). Если профвизит инициирует работодатель, то он сам может выбрать способ взаимодействия.

Что касается организации видео-конференц-связи, то следует учитывать, что в настоящее время органам управления запрещено использовать иностранные цифровые решения и программы для организации видеоконференций. Речь идет, например, о Zoom, Zello, Webex, Discord, Microsoft Teams, Skype. Минкомсвязь России своим Письмом от 1 апреля 2022 г. № МШ-П8-1-070-14732 «Об импортозамещении цифровых решений в органах управления Российской Федерации» рекомендовала рассматривать для этих целей программные продукты российских разработчиков ООО «ИВКС» и ООО «Труконф», которые готовы предоставить программное обеспечение и техническую поддержку для оперативной замены решений иностранных производителей. Так, для проведения видео-конференц-связи сейчас допустимо использовать только отечественные аналоги иностранных цифровых решений и программ, в числе которых – Сферум Видеозвонки Mail.ru, Видеовонки VK, Яндекс.Телемост Вебинар.ру, TrueConf, Jazz, IVA AVES, IVA AVES S, IVA LARGO, Вега-Ирида и Vinteo. Но, как отметила Ольга Петрова, трудовая инспекция отдает предпочтение в этом вопросе порталу Яндекс.Телемост.

Вопросы инспектору

Перечень вопросов, которые можно задавать инспектору по труду в ходе профилактического визита, в нормативных правовых актах не установлен. Как следует из регулярно публикуемых на официальном сайте Роструда региональных новостей о проведении профвизитов на конкретных предприятиях, круг обсуждаемых тем очень широк. Например, беседа может быть проведена по вопросам:

  • порядка, сроков и места выплаты заработной платы;
  • установления размера минимальной заработной платы в России;
  • поручения работнику дополнительной работы по другой профессии (должности) путем совмещения профессий (должностей), а также досрочной отмены такого поручения;
  • изменения определенных сторонами условий трудового договора;
  • материальной ответственности работодателя за задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику;
  • дисциплины труда и трудового распорядка;
  • формирования в электронном виде основной информации о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника;
  • содержания трудового договора и т. д.

Также инспектор может обсудить с уполномоченным сотрудником контролируемой компании нюансы наложения дисциплинарного взыскания, увольнения работника, не прошедшего испытательный срок, оформления работника на условиях внутреннего и внешнего совместительства, внесения изменений в трудовой договор при установлении работнику группы инвалидности. Контролируемое лицо может быть дополнительно проконсультировано по вопросам принятия и внесения изменений в локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, и обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы.

Никаких ограничений по тематике и количеству задаваемых вопросов нет. Однако, если профвизит инициирует работодатель, эксперт советует при направлении заявления о проведении такого мероприятия указать и примерные темы, по которым он планирует получить разъяснения от инспектора, чтобы последний мог заранее подготовиться к беседе и собрать актуальные нормативные предписания, относящиеся к деятельности компании.

Результаты профилактического визита

Одной из главных особенностей профилактического визита является то, что при его осуществлении юридическим лицам (ИП) не выдаются предписания об устранении нарушений требований действующего законодательства о труде и об охране труда. При этом разъяснения инспектора по интересующим работодателя вопросам, полученные в ходе профилактического визита, носят исключительно рекомендательный характер.

Но не стоит считать, что раз профвизиты носят исключительно профилактический, а разъяснения инспектора – рекомендательный характер, то эффект от этого мероприятия ниже, чем от других. Так, на практике зачастую профвизит (особенно – инициированный контрольным органом на основании поступившего обращения работника о нарушении его трудовых прав) служит импульсом для оперативного решения возникшей между работником и работодателем проблемы. Например, в Приморском крае уже в ходе проведения профилактического мероприятия было выявлено наличие задолженности по заработной плате перед уволенным работником. После профилактической беседы и разъяснения работодателю требований трудового законодательства в части его обязанности по выплате расчета при увольнении и по другим вопросам оплаты труда окончательный расчет сотруднику был перечислен в полном размере, выплачена компенсация за задержку выплаты окончательного расчета при увольнении. Отметим, ранее такая проблема могла привести стороны в суд, а сейчас достаточно, чтобы инспектор указал на недочеты, и проблема между работником и работодателем решается в одночасье.

К выполнению работодателем своих обязательств по погашению задолженности перед восемнадцатью сотрудниками привел и профилактический визит, проведенный Государственной инспекцией труда в Московской области. Выяснилось, что работодатель нарушал права трудовых мигрантов, которые удалось восстановить, так как инспектор своевременно дал работодателю соответствующие разъяснения.

Отметим, в отличие от консультирования, по итогам которого контролируемым лицам и их представителям не предоставляется информация в письменной форме (за исключением случаев, установленных положением о виде контроля и если само контролируемое лицо не направит запрос о предоставлении письменного ответа в установленные сроки), по итогам профилактического визита формируется акт с рекомендациями для контролируемого лица, ориентированными на обеспечение соблюдения им обязательных требований трудового законодательства.

Хоть риск негативных последствий после профилактического визита минимален (поскольку в ходе его проведения инспектор не ходит по предприятию в поисках отклонений от установленных требований и т. п., а, как правило, проводит беседу с работодателем или его представителем в отдельном кабинете), но все же он есть. В случае если при проведении профилактического визита будет установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям или такой вред причинен, инспектор незамедлительно направит информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе внеплановых (ч. 8-9 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

Особенности проведения профилактического визита в 2023 году

Особенности проведения такого профилактического мероприятия в текущем году связаны с продлением моратория на проведение плановых проверок на 2023 год. Так, с 30 декабря 2022 года действует норма, согласно которой контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. В случае если такое обращение поступило не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год. Такой профилактический визит проводится не позднее чем за месяц до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.

От инициирования профвизита в данном случае может быть двойная польза – работодатель не только получит полезные рекомендации от инспектора, но и если профилактический визит будет проведен в течение трех месяцев до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, то контрольный (надзорный) орган сможет принять решение об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из плана (абз. 3 п. 11.3 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля«; далее – Постановление Правительства РФ № 336). Подчеркнем, в данном случае речь идет именно о праве, а не об обязанности контрольного (надзорного) органа.

Также Постановление Правительства РФ № 336 предусматривает возможность проведения профилактического визита продолжительностью один день для тех контролируемых лиц, в отношении которых не допускается включать плановые контрольные (надзорные) мероприятия в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год. Речь идет, в частности, о государственных и муниципальных учреждениях дошкольного и начального общего, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Причем отказаться от проведения профвизита в данном случае они не могут.

Примечательно, что содержательная часть профилактического мероприятия в указанном случае значительно шире той, которая заложена в него Законом № 248-ФЗ. Так, в рамках визита проверяющие смогут оценить соблюдение образовательными учреждениями обязательных требований, в том числе путем проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования и экспертизы. Для таких случаев увеличен и максимальный срок проведения профвизита – его разрешено продлевать на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более трех рабочих дней, а также приостанавливать по решению уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора (абз. 2-4 п. 11.4 Постановления Правительства РФ № 336).

Особенности касаются и порядка оформления результатов профвизита. В отличие от обычного профвизита, который не предполагает выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений, профвизит в рамках действия надзорного моратория предусматривает такую возможность для случаев, если по результатам профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований. «В случае выдачи предписания об устранении выявленных нарушений контролируемому лицу копия указанного предписания направляется в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя контролируемого лица», – уточняется в документе.

При этом при принятии контрольным (надзорным) органом решения о проведении профилактического визита в отношении государственных и муниципальных учреждений образования с объектами контроля из категории чрезвычайно высокого и высокого риска, такое профилактическое мероприятие потребуется включить в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на текущий год (абз. 6 п. 11.4 Постановления Правительства РФ № 336).

В остальном порядок проведения профилактических визитов как со стороны ГИТ, так и со стороны других контролирующих органов в 2023 году не изменился.

Планируемые поправки

Несмотря на то что профилактический визит проводится в рамках действия Закона № 248-ФЗ уже более полутора лет, подзаконная нормативная база по этому направлению профилактических мероприятий еще не сформирована. Однако работа по этому направлению уже активно ведется Рострудом.

В частности, в конце января текущего года на федеральном портале проектов нормативных правовых актов появился проект приказа «Об утверждении форм документов, используемых при организации и проведении профилактических визитов в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (ID проекта 01/02/01-23/00135338). Этим документом предлагается утвердить формы:

  • решения о проведении профилактического визита;
  • уведомления контролируемого лица о проведении профилактического визита;
  • акта профилактического визита;
  • акта о невозможности проведения профилактического визита.

В частности, в решении о проведении профилактического визита планируется отражать:

  • сведения о контрольном (надзорном) органе и должностном лице, принявшем решение о проведении профилактического визита;
  • данные о контролируемом лице, включая Ф. И. О. гражданина или наименование организации, их ИНН;
  • способ проведения профвизита – по адресу места осуществления контролируемым лицом деятельности, или другому адресу места проведения профилактического визита, либо путем использования видео-конференц-связи;
  • срок проведения визита (должна быть указана не только дата, но и продолжительность в часах и минутах);
  • основания проведения профилактического мероприятия (контролируемое лицо приступает к деятельности в определенной сфере, объект контроля отнесен к категории высокого или значительного риска или профилактический визит инициирован самим контролируемым лицом);
  • Ф. И. О., должность инспектора или инспекторов, уполномоченных на проведение профилактического визита.

В качестве дополнительной может быть указана информация об объектах контроля, в отношении которых предусмотрен сбор сведений в целях их отнесения к категориям риска, о параметрах объекта контроля в части показателей, сведения о которых предстоит собрать в ходе профилактического визита. Такие данные необходимы в случаях, если в рамках профвизита предусмотрен сбор сведений об объектах контроля.

При этом предполагается, что каждое решение о проведении профилактического визита будет подписываться должностным лицом, принявшим решение о его проведении, с указанием его Ф. И. О., должности, контактного телефона и адреса электронной почты. Кроме того, на бланке решения появится отметка о размещении сведений о профилактическом визите в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий с указанием даты и учетного номера. Также в форму добавят QR-код, обеспечивающий переход на страницу в Интернете, содержащую запись единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий о профилактическом визите.

Согласно проекту похожие данные будут отражены и в уведомлении контролируемого лица о проведении профилактического визита. Но помимо них, там будет указано на возможность контролируемого лица воспользоваться предоставленным ч. 6 ст. 52 Закона № 248-ФЗ правом отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения. Уведомление об отказе от проведения обязательного профилактического визита можно будет направить по адресу, указанному в уведомлении, полученном от ГИТ.

Что касается акта профилактического визита, оформляемого по результатам его проведения, то в него, помимо общей информации – на основании какого решения, в рамках какого вида госконтроля (надзора), в отношении кого и каким способом проведен визит и т. п., планируется включать сведения о вопросах, беседа по которым была проведена в ходе профвизита. Речь идет об информации, касающейся: обязательных требований, предъявляемых к деятельности контролируемого лица или к принадлежащим ему объектам контроля; их соответствия критериям риска; оснований и рекомендуемых способов снижения категории риска; видов, содержания и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к конкретной категории риска. Здесь же можно будет прописать перечень вопросов, по которым проведено консультирование контролируемого лица.

В случае выявления в ходе профвизита факта, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) уже причинен, сведения об этом тоже нужно будет отражать в акте. К самому акту можно будет приобщить необходимые документы и иные материалы.

Проектом приказа предусмотрено, что на бланке акта будут стоять отметки об ознакомлении контролируемых лиц или их представителей с актом профилактического визита и о направлении акта контролируемому лицу почтой. Отметки предписано проставлять после реализации указанных в них действий.

При этом в случае невозможности проведения профилактического визита, вызванной отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления) деятельности, фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом или иными действиями (бездействием) последнего, будет оформляться акт о невозможности проведения профилактического визита, форма которого тоже приведена в проекте приказа.

Вместе с тем 27 января 2023 года на официальном сайте Роструда появилась информация о подготовке нового положения о федеральном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права. В нем, в частности, закреплены все 7 форм профилактических мероприятий при выполнении государственного контроля, которые перечислены в ст. 45 Закона № 248-ФЗ: консультирование; профилактический визит; обобщение правоприменительной практики; информирование; объявление предостережения; самообследование; меры стимулирования добросовестности.

Поправки продиктованы необходимостью внедрения более гибкого подхода к принятию решения о проведении контрольных мероприятий в отношении отдельных работодателей, а также сокращения избыточного государственного регулирования. «Новое положение позволит создать условия для более широкого выбора видов контрольно-надзорных мероприятий с целью стимулирования предпринимателей к выполнению обязательных требований», – отмечает служба.

***

Профилактический визит является одним из важнейших превентивных инструментов среди применяемых трудовыми инспекторами в рамках современного этапа развития системы контрольно-надзорной деятельности. «В ходе такого мероприятия никакие меры инспекторского реагирования не применяются. По его итогам нет штрафов, нет протоколов. Наша задача понять, с какими сложностями сталкивается работодатель, найти решения, а также выявить риски, которые сам работодатель еще не увидел, помочь не только их устранить, но и предотвратить возникновение нарушений в будущем», – пояснил руководитель Роструда Михаил Иванков.

За полтора года профилактический визит доказал свою актуальность как для контролирующих, так и для контролируемых лиц, поэтому постепенно растет не только число инициированных контрольно-надзорными органами мероприятий такого вида, но и заявлений от работодателей о проведении профилактических визитов. И это вполне оправданно, ведь живой формат общения хозяйствующих субъектов с трудовой инспекцией не только удобен, но и полезен для самого работодателя, его кадровой службы и службы охраны труда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *