Роструд будет совершенствовать риск-ориентированный подход при проверках работодателей
Применение риск-ориентированного подхода должно учитывать результаты спецоценки труда и оценки профессиональных рисков, отметил начальник Управления государственного надзора в сфере труда Роструда Егор Иванов. «Если бы на каждом предприятии была проведена оценка рисков в полном объеме и эту информацию мы могли бы взять из системы, нам оставалось бы только добавить сведения о привлечении работодателя к ответственности. В этом случае можно было бы более объективно говорить о том, где действительно наиболее высокий уровень риска», – заявил он на днях в ходе круглого стола, организованного Объединением корпоративных юристов.
Напомним, что риск-ориентированный подход при организации плановых проверок работодателей введен с 1 марта 2017 года (постановление Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197). Установлены пять групп риска, от которых зависит частота плановых проверок:
- высокий уровень – один раз в 2 года (6,5 тыс. предприятий);
- значительный уровень – один раз в 3 года (3,5 тыс. предприятий);
- средний уровень – один раз в 5 лет (22, 3 тыс. предприятий);
- умеренный уровень – один раз в 6 лет (1,998 млн предприятий);
- низкий уровень – проведение плановых проверок не осуществляется (5,774 млн предприятий).
Основными критериями риска при этом являются:
Однако высокий уровень риска присваивается работодателю вне зависимости от других показателей, если имел место смертельный несчастный случай на производстве (п. 9 Критериев).
Кроме того, по словам Егора Иванова, при расчете уровня риска учитывается отраслевая принадлежность предприятия: очевидно, что в банковской сфере и угольной промышленности разные риски причинения вреда здоровью. «Но есть некоторые нюансы: у нас все выстраивается по кодам ОКВЭД. У больших предприятий кодов может быть много, но мы берем по основному виду деятельности. Плюс работодатели, как правило, не меняют коды. Например, компания когда-то занималась строительством, но, не меняя код по ОКВЭД, уже давно сдает свой строительный трест в аренду. И наоборот, часто бывает так, что кто-то целенаправленно ставит менее «рискованный» код. Более того, филиалы иногда занимаются разными видами деятельности по ОКВЭД, а у нас нет отдельных проверок филиалов. Мы ставим риски целиком по юрлицу и, следовательно, вынуждены проверять и все филиалы», – рассказал он.
Вместе с тем организации и предприниматели могут подать в федеральную инспекцию труда заявление об изменении присвоенной категории риска (ч. 6 ст. 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 24 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, письмо Роструда от 12 апреля 2017 г. № ТЗ/1330-11-2). На сегодняшний день предусмотрен только один критерий снижения уровня риска – отсутствие административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки (п. 8 Критериев). В связи с этим Роструд прорабатывает перечень дополнительных критериев (например, наступление смертельного несчастного случая не по вине работодателя). «Мы понимаем, что система несовершенна, потому в законодательстве и предусмотрена возможность снижения уровня риска. Необходимо провести большую работу, чтобы процедура приблизилась к идеалу и риск-ориентированный подход был более полным. Но я честно скажу, это лучше, чем было», – поделился представитель ведомства.
Помимо этого, Роструд ведет работу над законопроектом, согласно которому работодатель, который прошел самопроверку с помощью размещенного на сайте ведомства сервиса «онлайн-инспекция», может получить освобождение от проверок на 5 лет. По истечении этого срока можно заново пройти самопроверку и снова получить освобождение – и так каждые пять лет. Главное, чтобы у работодателя не было тяжелых и смертельных несчастных случаев на производстве.
Также стоит отметить, что 22 января Минюстом России был зарегистрирован приказ Роструда от 10 ноября 2017 г. № 655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права». Документ содержит 107 чек-листов. До 1 июля 2018 года проверки с их использованием будут проводиться только в отношении работодателей, которым присвоен умеренный уровень риска, а с указанной даты их будут применять при проведении всех плановых проверок (п. 2 постановления Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»). К этому же числу Егор Иванов анонсировал появление еще как минимум 50 дополнительных проверочных листов.
В настоящее время, по данным Роструда, проверки охватывают всего 1,7% хозяйствующих субъектов из 8 млн. «Это низкий охват – согласно рекомендациям МОТ, он должен составлять 20-25%», – пояснил Иванов. При этом чиновник обратил внимание на то, что количество плановых проверок снижается, а внеплановых – растет: «Мы видим, что при снижении плановых проверок увеличивается число обращений, но не знаем, взаимосвязано ли это напрямую или зависит от повышения качества работы ГИТ и осведомленности населения о ее деятельности. В любом случае нужно найти золотую середину и понять, сколько должно быть плановых проверок, чтобы было как можно меньше нарушений».
Добавить комментарий