Законопроект о волонтерстве будет доработан ко второму чтению

По мнению специалистов Экспертно-аналитического центра при ОП РФ, отдельные положения законопроекта1 о волонтерстве требуют корректировки. Среди них можно выделить следующие.

1

Законопроект предлагает название Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – закон о благотворительности) изложить в новой редакции: «О благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности». Однако в тексте проекта определение самой добровольческой (волонтерской) деятельности не содержится. Эксперты считают, что его необходимо прописать отдельно.

2

К одной их целей благотворительности авторы законопроекта отнесли содействие деятельности в области физической культуры и спорта в целом. Нынешняя редакция закона о благотворительности предусматривает аналогичную формулировку, но с одним уточнением: дополнительно указано, что из этого перечня исключается профессиональный спорт. В отсутствии такого уточнения в проекте закона специалисты усмотрели противоречие нормам действующего законодательства. Так, под профессиональным спортом понимается часть спорта, направленная на организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации«; далее – закон о спорте). При этом участие в таких соревнованиях направлено на получение дохода, одним из условий допуска спортсмена к ним является наличие у него трудовых отношений с соответствующим профессиональным спортивным клубом (п. 10.3 ст. 2 закона о спорте). Тем самым профессиональный спорт вполне очевидно имеет коммерческую основу, тогда как к благотворительной деятельности не относится оказание помощи коммерческим организациям (ч. 2 ст. 2 закона о благотворительности). С учетом этого эксперты предложили оставить абз. 10 ч. 1 ст. 2 закона о благотворительности в текущей редакции.

3

Предлагаемые определения понятий «организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности» и «добровольческая (волонтерская) организация» не в полной мере позволяют их разграничить, поскольку и в том, и в другом случае допускается привлечение труда добровольцев (волонтеров) на постоянной или временной основе, а также осуществление руководства их деятельностью. Специалисты советуют конкретизировать указанные понятия.

4

Проект закона предусматривает такие меры поощрения волонтеров как бесплатное, льготное или внеочередное получение госуслуг, а также общественное признание, поощрение и награждение за добровольный труд. Однако предложенные меры эксперты не поддержали и посоветовали исключить, отметив, что они не соответствуют целям добровольчества и могут сформировать в обществе ошибочное представление о деятельности волонтеров.

Напомним, что указанный законопроект разработан Минэкономразвития России по поручению Президента РФ (п. 1 перечня поручений Президента РФ от 23 августа 2017 г. № Пр-1650). Документ призван сформировать единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства). В нем, в частности, установлены правовые условия осуществления добровольцами (волонтерами) своей деятельности, а также определены полномочия органов власти по их поддержке. В первом чтении проект закона был принят 22 декабря 2017 года и теперь включен в примерную программу текущей весенней сессии.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин пообещал, что большая часть высказанных общественниками замечаний будет учтена депутатами при доработке законопроекта. «Предложения Экспертно-аналитического центра ОП РФ в общих чертах совпадают с замечаниями, поступившими от Счетной палаты РФ и от нескольких управлений администрации Президента РФ. Следовательно, могу сказать, что на 80-90% текст проекта закона ко второму чтению эти предложения учтет», – заявил депутат в ходе прошедшей вчера в ОП РФ общественной экспертизы. По словам Вяткина, в документе сохранится подход, согласно которому волонтерство будет считаться подвидом благотворительной деятельности, а добровольческой деятельностью по-прежнему не будет признаваться политическая и любая коммерческая деятельность или содействие ей. Кроме того, не исключено, что понятия «добровольческий центр» и «добровольческая организация» будут объединены.

Те предложения, что не войдут в итоговый текст законопроекта, депутат обещал реализовать в других законодательных инициативах. Речь идет в том числе о регулировании отдельных аспектов добровольческой (волонтерской) деятельности в специфических организациях, например, в религиозных.

Вместе с тем президент Национального центра развития добровольчества, член Экспертного совета при Правительстве РФ Галина Бодренкова убеждена, что добровольчество ни в коем случае нельзя считать частью благотворительной деятельности. «Существует множество отличий. К примеру, благотворительность осуществляется и юридическими, и физическими лицами, а добровольчество – только физическими. Благотворительной деятельностью могут заниматься сотрудники благотворительной организации, получающие зарплату, а добровольцы работают исключительно на безвозмездной основе», – уточнила она.

Стоит отметить, что несмотря на отдельные замечания, эксперты в целом законопроект поддержали. «Документ не идеальный, но мы готовы его принять. Конкретных угроз добровольчеству в нем пока нет.
Подробнее на информационно правовом портале: http://www.garant.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *