«Знай своего клиента»: в Банке России ответили на главные вопросы о платформе

"Знай своего клиента": в Банке России ответили на главные вопросы о платформе
© maglara / Фотобанк Фотодженика

На прошлой неделе Банк России предложил всем кредитным организациям постепенно подключаться к платформе «Знай своего клиента» в пилотном режиме. Предполагается, что специалисты регулятора будут консультировать кредитные организации и оказывать им техническую поддержку. В течение нескольких месяцев предстоит отработать технологию, которая позволит регулятору ежедневно получать от банков информацию об их клиентах. Банк России, в свою очередь, будет передавать кредитным организациям сведения об уровне риска клиентов по антиотмывочному законодательству (Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации«).

Отмечается, что данная мера позволит организациям убедиться в готовности своих программно-технических комплексов к полноценному информационному взаимодействию с регулятором с 1 июля 2022 года, как предусмотрено законом. О том, для чего требуется платформа и какие новшества ожидают клиентов в связи с ее запуском, напомнили в Банке России.

Что такое платформа «Знай своего клиента»?

Это сервис, с помощью которого Банк России будет информировать кредитные организации о том, насколько рискованную деятельность ведет тот или иной клиент с точки зрения антиотмывочного законодательства. Регулятор поделит всех клиентов на три группы в зависимости от уровня риска: низкую, среднюю и высокую (зеленую, желтую и красную). В зависимости от такой оценки банки будут определять режим работы с клиентом.

Всех ли банковских клиентов будет оценивать платформа?

Нет, физлиц это не касается. Платформа оценивает только юрлиц и ИП.

Зачем нужна платформа?

Сейчас банки по антиотмывочному законодательству обязаны сами проводить такую оценку клиентов. Это делается для того, чтобы вовремя выявлять и противостоять операциям по отмыванию незаконных денег и их выводу за рубеж. Но у регулятора значительно больше информации, чем у каждого банка в отдельности, и оценка регулятора точнее. Пользуясь ей, банки смогут сосредоточить свое внимание на действительно рискованных клиентах. При этом для добросовестных клиентов, наоборот, взаимодействие с банками будет облегчено: им не смогут отказать в проведении операции, открытии счета.

Сколько клиентов банков могут оказаться высоко рискованными или недобросовестными?

По предварительной оценке Банка России, менее 1%. 99% банковских клиентов – это, по нашей оценке, добросовестный бизнес, так называемая «зеленая зона».

А если клиент не согласен с тем, что его считают высоко рискованным?

У клиента в любом случае есть возможность оспорить оценку. Он может обратиться в межведомственную комиссию при Банке России. Но если и ее решение клиента не удовлетворит, в течение полугода он может обратиться в суд.

Что будет с высоко рискованными клиентами? Их счета автоматически блокируются?

Автоматически ничего не происходит. Банк в любом случае не только использует информацию регулятора об уровне риска клиента, но и сам проводит оценку. И только если это действительно высокорискованный клиент, операции по его счету прекращаются.

_____________________________

С информацией можно ознакомиться на официальном сайте Банка России (https://cbr.ru/press/event/?id=12770).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *