ФНС России предложено включить в сервис «Прозрачный бизнес» так называемый «светофор» для определения добросовестности контрагентов
![]() |
© Dilendom / Фотобанк Фотодженика |
Такое предложение было озвучено Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым в спецдокладе «Ключевые проблемы бизнеса в условиях санкций и структурной трансформации в 2023 году» в рамках ежегодного доклада Президенту РФ.
По словам уполномоченного, налогоплательщиков беспокоит отсутствие механизма защиты в случае недобросовестного поведения их контрагентов: при требовании принятия необходимых и достаточных мер по проверке благонадежности контрагентов, во-первых, информационные возможности такой проверки ограничены, а во-вторых, четкого критерия таких мер нет. В связи с чем ФНС России и судами необходимость и достаточность трактуются неоднозначно. В частности, не берется в расчет, что если на момент заключения сделки с контрагентом последний может являться добросовестным, то на момент проверки – уже нет.
Бизнес-омбудсмен предлагает дополнить сервис ФНС России «Прозрачный бизнес» и перенести в него данные, получаемые через АСК НДС-2, предпроверочный анализ и другую информацию. Кроме того, предлагается ввести «светофор» добросовестности контрагента по аналогии с платформой «Знай своего клиента» для кредитных организаций от Банка России.
В зависимости от соответствия критерию добросовестности компаниям могут быть присвоены следующие статусы:
- добросовестный («зеленая» зона);
- условно-добросовестный («желтая» зона);
- недобросовестный («красная» зона).
Информацию планируется обновлять с определенной периодичностью, сохраняя всю историю «добросовестности» компании. Таким образом можно будет проследить, являлся ли контрагент добросовестным в момент заключения сделки. В случае если контрагент находился в «зеленой» зоне, то необходимо установить нормативный запрет на доначисление любых налогов по сделкам, заключенным с ним в соответствующий период, – считает бизнес-омбудсмен. При этом должен быть понятный для компаний механизм реабилитации и выхода из «желтой» и «красной» зон.
Также отмечается, что критерии такого распределения должны быть прозрачными для юрлиц и ИП. Это поможет, в том числе при самопроверке бизнеса (например, при оценке рисков выездных налоговых проверок).
Добавить комментарий