Контрольные органы ожидает трансформация от карательной модели поведения к клиентоориентированной

Контрольные органы ожидает трансформация от карательной модели поведения к клиентоориентированной
© Tadamichi / Фотобанк Фотодженика

Правительство РФ утвердило Концепцию совершенствования контрольной (надзорной) деятельности (КНД) на ближайшие 2 года, а также план-график ее реализации (Распоряжение Правительства России от 21 декабря 2023 г. № 3745-р).

Например, Правительство РФ хочет добиться того, чтобы большинство внеплановых проверок проводились на основе индикаторов риска. В связи с этим бизнесу стоит ожидать взрывного роста количества таких индикаторов, в первую очередь — по массовым видам контроля (санитарный, пожарный, жилищный) и массовым и критичным видам нарушений обязательных требований. Вопрос о необходимости согласовывать с прокуратурой проведение КНМ по индикаторам риска еще не решен Правительством РФ — по этому вопросу нужны длительные консультации с Генеральной прокуратурой РФ.

Кроме того, в Правительстве РФ высказали идею о том, что индикаторы риска нужно ранжировать (по степени возможных негативных последствий), причем по некоторым индикаторам риска нужно проводить не проверки, а профилактические мероприятия.

Далее, Кабмин рассчитывает создать «калькуляторы риска» в ЛК на портале госуслуг — для автоматизированного расчета своей категории, при этом будет увеличено количество характеристик для расчета категории, особенно в отношении добросовестности лиц (например, регулярное прохождение самообследования с получением высоких результатов).

Кроме того, в механизм КНД хотят ввести новые процедуры: «самостоятельный контроль» (самообследование + декларация + профвизит) и рейтингование (осуществляется надзорным органом по итогам КНМ и профвизитов, позиция в рейтинге ни на что особенно не влияет, но приносит почет и уважение; требования к рейтингованию обещают разработать к июлю 2024 г., пилотирование рейтингования начнется с 30 декабря 2024 г.). «Пилотный» вид надзора — санитарный.

Очень важным Правительство РФ полагает «разворот» модели поведения надзорных органов — от упреждающе-карательной к клиентоориентированной (и клиент здесь — бизнес). Речь при этом идет не об ослаблении контроля, а о расширении «образовательной» компоненты — нужно рассказывать бизнесу об обязательных требованиях понятным языком.

Плановые мероприятия для объектов низкого, среднего, умеренного и значительного рисков хотят отменить вовсе (фактически, законодательно закрепить введенный в 2022 году мораторий на плановые проверки). Кроме того, в неопределенном будущем проверки исполнения предписаний хотят проводить только путем КНМ без взаимодействия, и только в случае невозможности таким образом оценить исполнение предписания — проводить выездные проверки и иные КНМ с взаимодействием.

Для бюджетных учреждений введут особый механизм освобождения от административной ответственности за нарушение обязательных требований — после выдачи предписания об устранении нарушений учреждение, учредитель и надзорный орган составят «дорожную карту» по устранению нарушений и специальное соглашение, после чего предписание отменяется, учреждение начинает исполнять эту «дорожную карту» (контролирует которую учредитель, а не надзорный орган), а исполнение «дорожной карты» будет являться обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности. Если работа механизма понравится, то обещают «рассмотреть вопрос» о его распространении на бизнес.

Обещана цифровизация производства по делам об административных правонарушениях при осуществлении государственного контроля (надзора).

Что еще предлагает Концепция:

  • ввести обязанность граждан, которые хотят пожаловаться в орган жилнадзора на свою УК / ТСЖ, сначала обратиться с соответствующими претензиями именно в УК / ТСЖ (вопрос требует проработки, доклад Минстроя России по этому вопросу ожидается только через полтора года),
  • уточнить предмет муниципального земконтроля (чтобы он не «пересекался» с предметом федерального земельного контроля),
  • унифицировать предмет муниципального контроля в сфере благоустройства (сейчас в разных муниципалитетах под ним могут понимать совсем не одно и то же), в частности, ввести на федеральном уровне единый перечень видов объекта такого контроля, из которого ОМСУ смогут выбрать «подходящие» именно им с учетом своих местных особенностей). Кроме того, для муниципального контроля в сфере благоустройства предлагают ввести специальный режим контроля — с возможностью перемещения инспекторов по определенной территории.

Поправки в КоАП РФ, Закон о госконтроле и Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (с описанными идеями) должны подготовить до конца 2024 года. Кроме того, с 12 декабря 2024 г. обещан полный отказ от бумажных решений о проведении КНМ или профмероприятия (все будет в электронном виде в ЕРКНМ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *