Что должен знать и уметь «внутренний» аудитор?

Что должен знать и уметь "внутренний" аудитор?
© Piscine / Фотобанк Фотодженика

В целях повышения стратегической эффективности бюджетных расходов Минфин России непрерывно совершенствует нормативно-правовую базу, в том числе в сфере внутреннего финансового аудита (Проект приказа Минфина России, ID проекта 01/02/05-23/00137946, подготовлен 02.05.2023). Так, в частности, специалистами финансового ведомства запланированы масштабные поправки, которые касаются большинства федеральных стандартов ВФА: 

Подробнее об этом мы расскажем в ближайшее время.

Одновременно с этим Совет по развитию ВФА одобрил рекомендации по определению перечня знаний, умений, прав и обязанностей для разработки должностных регламентов / инструкций лиц, наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита. Согласно этим рекомендациям опыт, навыки и умения, а также другие компетенции, необходимые для осуществления ВФА, могут быть получены в ходе осуществления полномочий по внутреннему финансовому аудиту. Это означает, что требования к должностным лицам, на которых по решению руководителя возлагаются полномочия по осуществлению ВФА, законодательством не установлены: отсутствие соответствующих компетенций у работника не препятствует возложению на него полномочий по осуществлению ВФА. При этом в должностном регламенте (положении о структурном подразделении) должно быть обязательно указано на непосредственное и исключительное подчинение «внутреннего» аудитора руководителю.

В рекомендациях перечислены сферы, в которых внутренний аудитор должен обладать познаниями: помимо нормативных правовых актов, регламентирующих методологию бюджетного учета и отчетности, это и бюджетное законодательство РФ, и законодательство о закупках, и даже Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости. При отсутствии необходимых знаний в указанных сферах выявить и определить значимость / уровень бюджетного риска аудитору будет весьма затруднительно. В конечном счете это приведет к недостижению основных целей ВФА (Рекомендации по определению перечня знаний, умений, прав и обязанностей для разработки должностных регламентов (инструкций) должностных лиц (работников), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита).

Ознакомиться с рекомендациями целесообразно и тем руководителям участников бюджетного процесса (органов власти и местного самоуправления, а также казенных учреждений), которые приняли решение об осуществлении ВФА в упрощенном порядке.

Во-первых, такое решение должно быть зафиксировано одним или одновременно несколькими из следующих способов:

  • утверждение приказа или распоряжения о самостоятельном выполнении действий, направленных на достижение целей осуществления ВФА;
  • внесение изменений в должностной регламент / инструкцию;
  • внесение изменений в служебный контракт или трудовой договор, заключенный с руководителем.

Во-вторых, принимая подобное решение, руководитель должен четко представлять, какие профессиональные знания и умения ему необходимы для самостоятельного исполнения полномочий по осуществлению ВФА. По сути, принимая подобное решение, он признает, что уровень его компетенции не требует назначения должностных лиц или создания структурного подразделения, поскольку он сам, будучи непосредственным участником бюджетных процедур, способен выявить / обнаружить и определить значимость / уровень любого из возможных бюджетных рисков, а также оценить уровень компетентности каждого из своих подчиненных без посторонней помощи.

Напомним, что неисполнение обязанности по назначению должностного лица в целях осуществления ВФА может привести к признанию бюджетной отчетности недостоверной, и виновным в административном правонарушении будет именно руководитель (см., например, постановление Железнодорожного городского суда Московской области от 24 мая 2022 г. по делу № 5-203/2022).

Причем оштрафовать руководителя по ст. 15.15.6 КоАП РФ могут и в том случае, если полномочия по осуществлению ВФА будут возложены на главного бухгалтера. Дело в том, что, по мнению судов, принятие подобного решения свидетельствует о том, что именно руководитель проигнорировал требование об обеспечении функциональной независимости, заключающейся в отсутствии условий, создающих угрозу способности субъекта ВФА беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности (постановление Железнодорожного городского суда Московской области от 24 мая 2022 г. по делу № 5-202/2022, о котором мы уже рассказывали в новостях).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *